Как работать со звуками

·       Проговорите звук совместно с ребенком.

 

·       Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

 

·       Используете ли вы голос при произнесении этого звука.

 

·       Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

 

·       Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

 

·       Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

 

·       В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.

 

·       Придумайте игры со звуком, над которым работали.

 

Проговорите речевой материал на этот звук

Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, играя!

 Развиваем слуховое внимание

"Отгадай, что звучит"

 Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

 

"Солнце или дождик"

 Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

 

"Разговор шепотом"

 Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

  

"Посмотрим, кто говорит"

 Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

 

 "Слышим звон и знаем, где он"

 Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

 

Развитие фонематического слуха

 

"Подскажи словечко"

 Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

 

"Маленький учитель"

 Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

 

Игры со звуковыми символами

 Игры со звуковыми символами. Нужно изобразить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками (звук «а» - большой полый круг; звук «у» - маленький полый круг; звук «о» - полый овал; звук «и» - узкий красный прямоугольник).

 

 Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а», «у», «о», «и». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

 

Ход занятия:

 покажите ребенку символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;

 соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

 произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку)

 

 После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

 

"Поймай звук"

 Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

 

"Внимательный малыш"

 Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

 

"Дирижер"

 Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

 

"Архитектор"

 Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

 

"Хорист"

 Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

 

"Сломанный телевизор"

 Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

 

"Звуковые песенки"

 Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

 

"Кто первый"

 Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

  

«Эхо»

 Взрослый обсуждает с ребенком или группой детей, что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам.

 

«Живая азбука»

 Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед детьми на столе изображением вверх: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игроки выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук.

 

«Перевозим грузы»

 В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).

 

«Заколдованное слово»

 Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным. Но сделать это можно только тогда, когда волшебник отлучается по делам из дому.

 Роли распределяются так: взрослый будет ведущим, называющим плененные слова, один из детей – волшебником, который то появляется, то уходит, остальные дети – спасители слов (при появлении мага они могут замирать на месте). Чтобы волшебник «не мелькал», ему можно давать поручения (вернуться, только собрав 3 – 5 предметов одного цвета или принести определенное количество вещей на букву «к»).

 

«Путаница»

 Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:

 Русская красавица своей козою славится.

 Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

 Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

 Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

 

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, например, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.