Звуки речи и наш речевой аппарат
Что такое звуки речи?
Звуки речи – это результат сложной работы артикуляционного аппарата, т. е. это то, что мы произносим .
Звуки вне речи не имеют значения, они приобретают его только в структуре слова и помогают отличить одно слово от другого и обладают смыслоразличительным значением.
Звуки – смыслоразличители называются фонемами.
Что такое «звук» и «буква»?
Запомните!
Звуки мы слышим и произносим;
Буквы мы видим и пишем.
Речевой аппарат
Речевой аппарат - это целый завод по производству звуков речи, где принимают участие три главные части периферического речевого аппарата:
Энергетическая (дыхательная)
Генераторная (голосообразующая) Резонаторная (звукообразующая)
Энергетическая (дыхательная)
Это лёгкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея). Они обеспечивают силу звучания голоса.
Генераторная ( голосообразующая)
Резонаторная (звукообразующая)
Гортань с голосовыми связками и мышцами обеспечивают высоту и тембр голоса .
В полости рта и носа рождаются гласные и согласные звуки и их дифференциация по способу и месту образования. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость.
Артикуляционный аппарат
Артикуляционный аппарат – это самый активный орган по производству звуков речи, к которому относятся
язык, губы, мягкое нёбо, твёрдое нёбо, нижняя челюсть и т.д.
Как образуются звуки речи?
Воздух, выдыхаемый из лёгких во время речи, по трахее попадает в гортань.
Из гортани выдыхаемая струя воздуха (с голосом или без него) попадает в ротовую или в носовую полость.
Самым активным и подвижным органом артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно изменение их положения формирует каждый звук речи.
Органы речи нужно беречь.
Воздух, выдыхаемый из лёгких во время речи, по трахее попадает в гортань.
Из гортани выдыхаемая струя воздуха (с голосом или без него) попадает в ротовую или в носовую полость.
Самым активным и подвижным органом артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно изменение их положения формирует каждый звук
Источники информации:
Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г.
Г 37 Уникальная методика развития речи дошкольника. – СПб.: Издательский Дом «Нева» М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 688 с.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 – 256 с.